К 40-летию выхода на экран документальной киноленты «Роменская мадонна» студии «Укркинохроника»
«…Заканчивая фильм об удивительной судьбе, - его режиссёр, Анатолий Алексеевич Слесаренко, своими мыслями о работе над ним, поделился с известным актёром Б.А.Бабочкиным:
- Как мы ещё мало знаем наших людей! История подарила нам удивительные подвиги, но то, что совершила простая советская женщина, история всех времён не знает. И не могла знать: так поступить мог только человек новой формации, в груди которого вместилось сердце, способное обогреть теплотой 48 детских судеб. Эта женщина, разделив своё сердце на части, отдала его чужим детям. Мучаюсь с названием: хочу озаглавить «Мать матерей», но это мне кажется несколько напыщенным, …хочу перевести в поэтический ключ. Не сумею – поражение!
- Расскажите об этой женщине подробнее.
…Когда первые утренние лучи бросили свои золотые блики на кремлёвские звёзды, мы возвращались…
Прощаясь, Бабочкин сказал:
- Я придумал название фильма. Только не подумайте от него отказаться. Лучшего не найдёте. Боритесь за него, если кому-нибудь не понравится. Дарю это название в знак моей сердечной благодарности за ваш рассказ о необыкновенной женщине. Я много испытал, но рассказ о ней вызвал у меня слёзы. Вы на правильном пути.
- Говорите же!..
- Ма-дон-на!
Все мог ожидать, кроме этого названия. Я долго молчал, не желая сразу разочаровывать Бабочкина. Он не торопил меня.
- Что-то есть в этом слове библейское, церковное, а мне этого не хотелось бы.
- Мадонна не как «матерь божия», а как «матерь человеческая»
- Потрясающе! – воскликнул я. Озарилась глубинная суть этого названия.
Я не мог уснуть и весь день не выходил из номера гостиницы. Разработал новую композицию фильма, мысленно отбросил многие уже снятые эпизоды. Название «Мадонна» требовало другого подхода к решению художественных задач. Понадобились дополнительные съёмки эпизодов, ранее не запланированные сценарием. В этот же день родилась мелодия материнской песни-исповеди. Вечером позвонил Борису Андреевичу:
- Чувствую картину, как говорится, кожей: вижу каждый кадр, слышу каждый звук. Вы- колдун!..
- Сочтемся славою, ведь мы свои же люди… - ответил он словами Маяковского.
- К слову «Мадонна» добавил ещё одно. Оно необходимо. И не говорите «нет». Не послушаю даже вас.
- Какое?
- Роменская.
- Почему Роменская?
- От города Ромны, в котором жила Александра Деревская, где находится её дом, сад, выращенный руками её и её детей.
- Зачем конкретизация? Не уменьшит ли она силу обобщения?
- Наоборот! Мадонна не как абстрактное понятие, а конкретное, с корнями, пущенными на нашей земле; более конкретно – на украинской земле, ещё точнее – в городе Ромны.
Сердце нашей мадонны излучало такой силы свет души, такую теплоту и нежность человеческую, что, подобно солнечным лучам, согревало детей, рождая в них любовь к земле, к небу, к окружающей жизни. Именно Роменская мадонна открыла закон беспредельности человеческой доброты. Она доказала, что мать – это не только биологическое понятие. Можно родить ребёнка и не быть матерью. А можно самой не родить ни одного ребёнка, лелеять чужих детей, терпеливо, безропотно, без устали, отдавая себя без остатка, не сожалея ни о чём, ничего не требуя взамен, - и поэтому быть настоящей матерью.
…Вдумайтесь на мгновение: 48 детей, которые говорят на разных языках, имеют разный характер, но одну судьбу – сироты. И для всех Александра Аврамовна стала родной матерью. Трудно воспитать даже одного-двух детей, а у Деревских их было 48. Обмыть, постирать, приготовить еду, проверить уроки. Сколько усилий, умения, материнского такта, терпения нужно было иметь, чтобы создать единую, дружную семью!
…Создавая фильм об А.А.Деревской, мы стремились раскрыть удивительный по своей нравственной чистоте, поражающий душевным богатством, целеустремленностью, бескорыстием образ женщины-матери, которая совершила настоящий подвиг человечности. Лучше всего знают о ней те, кто был рядом долгие годы – её дети.
Им и главное слово.
Говорит Лида, Лидия Емельяновна Тищенко (Деревская), г. Якутск, Россия:
«…После смерти Александры Аврамовны наша семья не распалась, хотя и живём мы в разных уголках нашей обширной страны. Мы часто приезжаем в Ромны. Не только, чтобы поклониться могиле матери, и земле, на которой выросли, стали людьми. Нас зовёт сюда чувство кровного родства, желание посмотреть друг другу в глаза, ощутить тёплые пожатия рук, биение родных и близких сердец. И не мешают нам ни огромные расстояния, ни занятость, ни семейные заботы.
Александра Аврамовна Деревская сумела нас всех объединить в одну семью, связать кровным родством. Какой же нравственной чистотой нужно было обладать, чтобы отдать красоту своей молодости, всю свою жизнь без остатка чужим детям!»
Вспоминает Сергей Емельянович Деревский, г. Харьков
«…В те годы мама часто ездила в Куйбышев, Сызрань, брала детей. И однажды из такой поездки она привезла мальчика.
- Это ваш новый братик, - сказала. – Он немец.
Мы начали возмущаться: как это так?! Фашисты наши враги, а мы берём на воспитание немецкого мальчика!»
Слово Михаилу, из 1973 года:
«По национальности я немец, Роланд Карлович Ридель. Когда мне было девять лет- это было в сорок третьем году, - я потерял родных. Меня подобрала и приютила в своей семье Александра Аврамовна Деревская.
С первых дней пребывания в семье, я видел косые взгляды и чувствовал отчужденность и недружелюбие ко мне. Теперь я понимаю: шла война с фашистской Германией, и дети не понимали, как я мог попасть в советскую семью. Мама собрала всех нас. Она заметила недружелюбие ко мне, и даже враждебность, и сказала: «Дети! Немцы и евреи, украинцы и русские, молдаване и казахи – все нации равны, дети созданы не для вражды. Тот, кто не принимает этого мальчика, - не мой сын и не моя дочь. Погиб мой брат, его звали Михаилом, и в память о нём я вас прошу называть этого мальчика Мишей».
Так я стал Михаилом Емельяновичем Деревским.
Я склоняю свою голову перед памятью этой великой женщины. Она в тревожное моё детство внесла свет, подарила мне улыбку и радость – детский смех. Я обязан ей всем, кем я есть сейчас. Мой родной отец, Карл Карлович, и мой второй отец, Емельян Константинович, были нефтяниками, и я работаю начальником участка в Куйбышеве.
В 1958 году моей родной матери, Доре Фридриховне, через всесоюзный розыск удалось найти меня. При встрече она бросилась ко мне со слезами и назвала меня Роландом.
Я сказал ей, что моя вторая мама назвала меня Мишей, и хотел бы оставить это имя в память о матери. Мне приятно, что моя мама оказалась тактичной и человечной, разрешив мне это».
Анатолий Слесаренко, «Уметь любить», киноновеллы, «Мистецтво», Киев, 1985.
Кинолента «Роменская мадонна» получила:
- высшую награду – Гран-при «Золотой голубь» - «...сердце мадонны Деревской покорило гостей стран и зрителей Лейпцига. На XVIМеждународном фестивале документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге (ГДР, 1973г.)»;.
- премию имени Ярослава Галана (1979 г.).
Юрий Дьяконов «Анатолий Слесаренко», Киев, «Мистецтво», 1983.
Проникновенные строки посвятил ленте лауреат Государственных премий поэт Микола Нагнибеда: «До глубины души волнуют кадры прощания детей Деревской. Они снова едут: кто-то на Диксон, кто-то на Крайний Север, кто-то в Сибирь, Ленинград или Москву, а кто – в Целиноград, Львов или Донбасс, - в разные концы необъятной земли нашей. Подвиг матери стал для них дорогой в жизнь, их крыльями и совестью. Она незабываема для них. Она станет незабываемой и для миллионов зрителей, которые не только очами, но и сердцем воспринимают поэтическую исповедь...»
Говорит режиссер Анатолий Алексеевич Слесаренко:
«В фильме о Деревской есть такой кадр: одинокое дерево в поле. Бескрайние просторы земли и неба. И звучит песня. Мне хотелось создать мелодию нежную и чистую, как совесть матери, простую, как её жизнь, светлую, как её мудрость:
Ты печаль свою прятала,